Не бухгалтерское дело

«Бюджетный учёт», октябрь 2018

Рассмотрим такой вопрос, как списание основных средств. Больше всего бухгалтеров интересуют условия для списания, особенности документального оформления, что делать после списания.

Списание основных средств и нормы законодательства

Принятие государственных стандартов учета для государственного сектора, очевидно, одной из целей имело наведение порядка в тех вопросах, которые годами задавали бухгалтеры. Казалось бы, списанию основных средств должно быть уделено существенное внимание. А что же вышло на самом деле?

В 2018 году началось применение СГС «Основные средства». Оказалось, что самым важным для бухгалтера вопросам посвящены подпункты «а» и «б» пункта 45 и первый абзац пункта 46.

Не будем их цитировать, выделим главное:

в бухгалтерском учете надо перестать учитывать основное средство, когда принято решение о прекращении его использования;
в бухгалтерском учете прекращение учета основного средства отражается по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств.

В соответствии с СГС «Основные средства» были внесены изменения в Инструкцию № 157н. Так, был изменен пункт 51, который ранее содержал указания о порядке списания основных средств. Теперь этот пункт значительно сокращен, и основная мысль звучит так: в бухгалтерском учете выбытие объекта основных средств отражается по кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 101 00 «Основные средства», в том числе в случае прекращения признания объекта в составе активов субъекта учета, в частности, при условии несоответствия его критериям активов.

Как же так? — спрашивает бухгалтер. Про принятие основных средств к учету в СГС «Основные средства» написано очень много, а про списание — одно предложение. Еще и из Инструкции № 157н вывели ряд норм.

На самом деле все сделано правильно. В СГС «Основные средства» и в Инструкции № 157н по вопросу списания основных средств осталось ровно то, что относится к области бухгалтерского учета. Все остальные вопросы, возникающие при проведении подобной процедуры, к бухгалтерскому учету не относятся.

Вспомним, какая задача бухгалтерского учета закреплена в Законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее —Закон № 402-ФЗ):

«Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности» (п. 2 ст. 1 Закона № 402ФЗ). При этом:

«факт хозяйственной жизни —сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств» (п. 8 ст. 3 Закона № 402-ФЗ);

«каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом» (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ);

«данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета» (п. 1 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).

Таким образом, задача бухгалтерского учета — накопление в учетных регистрах информации о фактах хозяйственной жизни учреждения. СГС «Концептуальные основы» только конкретизирует эти нормы применительно к организациям государственного сектора.

загрузить файл с полным текстом публикации

Сервисы 1С:ИТС для удобной работы

Сдача отчетности в электронном виде из программ 1С
Автоматическое заполнение реквизитов контрагентов
Оценка надежности и мониторинг контрагентов