Централизованная бухгалтерия: работы сверх регламента

Централизованная бухгалтерия: работы сверх регламента

«Бюджетный учёт», ноябрь 2017

Что обычно входит в должностные обязанности бухгалтера? Практически не задумываясь, любой специалист в сфере учета перечислит следующие позиции:
прием входящих первичных документов;
оформление фактов хозяйственной жизни;
отражение фактов хозяйственной жизни в учетных регистрах;
формирование бухгалтерской(бюджетной) отчетности на основании учетных регистров, в сроки и по формам, установленным законодательством;
формирование налоговой отчетности на основании учетных регистров.
Исходя из такого набора функций бухгалтера обычно и планируется организация централизованной бухгалтерии (ЦБ), а также оптимизация штата самих учреждений в связи с передачей полномочий по ведению учета в ЦБ.
При проектировании в той или иной степени рассматривается только этот набор учетных функций. Однако фактически бухгалтеру приходится решать множество других задач. Как показывает практика создания централизованных бухгалтерий, при планировании не всегда учитываются все стандартные виды учетной работы, не говоря уже о заданиях, возникающих сверх регламента.
Можно выделить как минимум три вида таких неучтенных работ:
нерегламентированные отчеты;
ответы на запросы;
представление интересов учреждения перед контролирующими органами.
При передаче учета от учреждений в ЦБ со всеми сверхрегламентными работами могут возникать следующие проблемы:
централизованная бухгалтерия в первую очередь берет на себя обязательства выполнять только те учетные работы, которые предусмотрены соглашением о передаче полномочий. Иные — не регламентированные — задания ЦБ вполне может и не согласиться исполнять;
у ЦБ может не оказаться исходных данных. Такая проблема возникает, как правило, если требуется информация за период, когда учреждение еще не передало свой учет в ЦБ;
у ЦБ, вероятнее всего, не окажется свободных специалистов, так как ее сотрудники загружены до предела своей основной работой;
в самом учреждении в результате сокращения бухгалтерского штата может не остаться нужного сотрудника:
имеющего квалификацию, достаточную для решения нестандартных задач;
владеющего деталями событий прошлых лет.

загрузить файл с полным текстом публикации